• Войти
  • Контактная информация
    Техническая поддержка: support@hsedays.com
    Общие вопросы: hse@hsedays.com

    Виртуальная и смешанная реальность в обучении: эффективные технологии и их перспективы

    01 октября 2024
    Версия для печати

    Виртуальная и смешанная реальность в обучении: эффективные технологии и их перспективы

    Виртуальная и смешанная реальность в обучении: эффективные технологии и их перспективы

    Современные технологии позволяют значительно улучшить процесс обучения сотрудников в таких важных областях, как охрана труда и промышленная безопасность. Одной из самых перспективных технологий на сегодняшний день является использование VR (виртуальной реальности) и смешанной реальности для тренажеров. В сочетании с интерактивными Scorm-тренажерами эти решения позволяют создать глубоко вовлекающую и реалистичную учебную среду. Однако, как и в любой другой технологии, здесь есть свои тонкости, которые стоит учитывать при внедрении.

      

    VR: Полное погружение в процесс

      

    Виртуальная реальность – это новый инструмент для обучения, который позволяет создавать эффект полного погружения. Простые инструктажи превращаются в динамичные ситуации, где сотрудник становится не просто сторонним наблюдателем, а активным участником событий. В зависимости от окружающей среды от его действий зависит развитие ситуации, и человек не может «отсидеться». Такой опыт делает обучение более эффективным и запоминающимся, ведь он связан с реальными действиями и последствиями.

      

    Однако, несмотря на потенциал, VR-технологии пока еще далеки от идеала. По моим наблюдениям в компаниях, использующих виртуальные тренажеры, в большинстве случаев эти системы использовались скорее для демонстраций и «генеральских смотров», чем для обучения сотрудников. Сами рабочие редко проводят на таких тренажерах полноценные курсы, и на это есть несколько причин.

      

    Проблемы с обеспечением VR: к чему нужно быть готовыми

      

    1. Необходимость адаптации. Сотрудникам необходимо время, чтобы привыкнуть к VR-шлемам и манипуляторам. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд, особенно если работники никогда раньше не сталкивались с реальностью. Только после освоения оборудования они смогут приступить непосредственно к обучению.
    2. Техническая сложность. Шлемы виртуальной реальности – устройства довольно капризные. Они требуют периодических калибровок, и их количество на предприятиях часто ограничено из-за высокой стоимости. Кроме того, некоторым пользователям сложно адаптироваться к VR – возникает эффект «укачивания», что может затруднить полноценное обучение.
    3. Качество контента. Большинство решений на рынке пока не дотягивают до ожиданий. Качество исполнения программ, а также реалистичность создания атмосферы, оставляют желать лучшего. Тем не менее, будущее VR-технологий и их развитие приносит реальную пользу.

      

    Выводы и подходы

      

    На основе анализа всех плюсов и минусов виртуальной реальности мы пришли к выводам, которые помогают правильно внедрить и наиболее полно использовать эти технологии

      

    1. Выбор подрядчика. Компании, которые будут разрабатывать и внедрять VR-решения, должны иметь хороший опыт разработки пVR продуктов. Не стоит выбирать решения только на основании цены, иначе вы рискуете получить продукт, который будет просто пылится в шкафу. Важно оценить качество исполнения и опыт предыдущих внедрений.
    2. Смешанная реальность. Чтобы тренажеры стали действительно полезными, необходимо использовать элементы смешанной реальности. Это означает, что виртуальные сценарии должны быть дополнены физическими объектами – макетами пультов управления, огнетушителей, маникенов и т.д. Объектами существующими физически и эксплуатируемыми в процессе VR тренировок. Если сотрудник может взаимодействовать с реальными людьми, повторяя ощущения и взвешивая оборудование, он получает практический предметный опыт, а не просто запоминает порядок действий.
    3. Scorm-тренажеры. Виртуальные шлемы – это дорогое удовольствие, особенно если компания в компании огромная численность сотрудников. Чтобы обеспечить массовое обучение, тренажеры должны поддерживать формат Scorm. Этот формат можно запускать на любом устройстве – от смартфонов до информ киосков, что позволяет проводить интерактивное обучение без необходимости масштабной закупки оборудования.
    4. Выбор оборудования. Не стоит стремиться к приобретению самых дорогих VR-шлемов. Существует множество доступных и недорогих вариантов. Главный критерий – шлем должен быть беспроводным, а тренажеры – загружаться непосредственно на устройство, чтобы избежать постоянного подключения к компьютеру.
    5. Эффективность тренажеров. Многие тренажеры сегодня представляют собой пошаговые подсказки для пользователей. «Иди сюда, надень каску, возьми перчатки…». Однако наша задача – дать сотруднику реальный опыт в безопасных условиях, чтобы он эмоционально учавствовал и лучше запоминал, как действуют в экстренных ситуациях. Если в процессе тренировки сотрудника «придавит грузом» или он увидит, как «течет кровь», этот опыт запомнится на всю жизнь, и в реальной ситуации он не допустит неправильного поведения.

      

    Заключение: будущее за взаимодействием и смешанной реальностью

      

    Ни в коем случае не призываю полностью заменить реальные тренировки - виртуальными. Однако эффективное сочетание обоих подходов способно дать великолепные результаты. Виртуальная реальность и смешанная реальность могут стать дополнением к реальным занятиям, позволяя сотрудникам безопасно отрабатывать сценарии в контролируемой среде. Кроме того, с помощью VR можно добиться нужного уровня обучения: вместо того, чтобы опираться на способности конкретного инструктора, каждый сотрудник получает одинаково качественное и детализированное обучение.

      

    Еще одно главное преимущество – это замена скучных учебных фильмов, которые редко кто запоминает, на полноценную геймификацию процесса обучения. Это не только делает обучение более увлекательным, но и способствует лучшему запоминанию правил и процедур, что в результате приводит к повышению уровня безопасности на выходе.


    VR, обучение по охране труда
    chat
    Обсудить
    • person
      Дмитрий Ананиев
      Участник проекта
      3 октября 2024 12:50
      Отличная статья
    • person
      Денис Личманов
      Участник проекта
      3 октября 2024 13:20
      Очень полезная и актуальная информация
    chat
    Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий