• Войти
  • Контактная информация
    Техническая поддержка: support@hsedays.com
    Общие вопросы: hse@hsedays.com

    Управление профессиональными рисками: применение игрового подхода в обучении работников

    29 ноября 2024
    Версия для печати

    Управление профессиональными рисками: применение игрового подхода в обучении работников

    Управление профессиональными рисками: применение игрового подхода в обучении работников

    Аннотация: изменение законодательства РФ в области охраны труда (вступление в силу X раздела ТК РФ с 01.03.2021) требует проведения оценки профессиональных рисков в компаниях, что привело к необходимости оперативного обучения работников, членов комиссий грамотно и правильно идентифицировать опасности и риски на рабочих местах.  О том, как эффективно использовать игровые подходы, в том числе настольные игры, в области оценки профессиональных рисков дается пояснение в данной статье.

       

    Обучение работников компаний идентификации рисков и опасностей становится одной из наиболее популярных задач, которые встают в настоящее время перед специалистами по охране труда.

      

    В связи с активным изменением законодательства в области охраны труда в 2020 году, вступлением в силу X раздела ТК РФ с 01.03.2021, когда компании вошли в зону ответственности обязательности проведения профессиональных рисков, встал вопрос – как за короткое время и эффективно обучить работников, членов комиссий грамотно и правильно идентифицировать опасности и риски на рабочих местах.  

      

    При этом в постоянно динамичном, развивающемся с огромной скоростью мире, в котором многозадачность выходит на первый план, а число отвлекающих факторов постоянно увеличивается, классические модели обучения работников становятся слабо эффективными. То, что вовлекает и захватывает внимание сотрудников сегодня - завтра может оказаться скучным, и это произойдет гораздо раньше, чем мы себе это можем представить. С каждым годом внимание и интерес к обучению, в том числе в сфере охраны труда, становится удерживать сложнее, тем более при идентификации опасностей и рисков на рабочем месте. 

      

    Как решить такую непростую задачу, как создание эффективной стратегии вовлечения сотрудников в обучение оценки профессиональным рискам? Ведь зачастую, именно к обучению в этой сфере персонал имеет формальный подход, когда сотрудники не хотят тратить время на «неэффективные», по их мнению, занятия, физически не могут усвоить предоставляемую информацию, из-за большого объема. 

      

    Чтобы найти ответ на этот сложный вопрос необходимо признать следующие взаимосвязанные условия и определить возможные ресурсы для решения такой непростой задачи:

      

    • вовлеченность работников — самый ценный ресурс в настоящее время. Успех или провал любого бизнес-процесса компании, в том числе обучения в охране труда, будет зависеть от уровня вовлеченности сотрудников;
    • лучший способ повысить вовлеченность — дать работникам как можно более интересный и увлекательный опыт.

      

    В силу демографических и культурных тенденций, мир становится все более похожим на игру. Не становится исключением и обучение производственной безопасности. Таким образом, приоритетным направлением в вопросе вовлечённости работников в обучение становится геймификация (игровой подход в обучении, применение настольных игр и др.).

      

    Многие специалисты по охране труда зачастую не имеют знаний, навыков и опыта как преподать через игру такую сложную, неподвижную, основанную на строгих правилах и формулировках сферу, как охрана труда. Для решения этой задачи необходимо уйти от стандартного представления классического варианта игры и понять, что включает в себя геймификация (игровой подход).

      

    Геймификация – это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, основанными на включении в процесс обучения игровых элементов и игровой механики. При этом задачами геймификации в обучении становятся: через игру понять и разобраться с определёнными процессами (производственными, технологическими и др.), а также оценить компетентность персонала в определённой сфере, в данном случае в обучении по охране труда по идентификации опасностей и рисков.

      

    Именно игровой подход позволяет обеспечить большую вовлеченность сотрудников согласно модели обучения Эдгара Дейла (пирамида Дейла/конус обучения Эдгара Дейла) (рис.1.).

      

     

    Рисунок 1. Пирамида Э. Дейла, применяемая в обучении работников.


      

    Согласно пирамиде обучения именно, игра является наиболее эффективным способом усвоения информации. Такой подход отличается от классических экзаменов и формального образования. Таким образом, мы предлагаем эффективный формат обучения для улучшения знаний сотрудников по охране труда, где каждый работник сможет проявлять инициативу, улучшать коммуникации с коллегами, лучше запоминать материал, отрабатывать умения и навыки в безопасной игровой среде. В результате, полученные знания способствуют уменьшению травматизма, несчастных случаев и аварийных ситуаций на производстве.

      

    Для реализации задачи обучения работников и проведения идентификации профессиональных рисков нами была разработана деловая настольная игра «Маркер безопасности.

      

    Название игры «Маркер безопасности» выбрано исходя из задач, которые встают перед участниками игры. С помощью карточек игроки маркируют найденные опасности на игровом поле, тем самым создается модель безопасного поведения работников.

     

    Игра направлена на идентификацию опасностей и рисков в производственных подразделениях исходя из описанных ситуаций в данных подразделениях. 

      

    Цель игры - смоделировать безопасное поведение работников с помощью определенного набора мероприятий, минимизирующие существующие риски, характерных для каждого производственного участка. 

     

    Основными задачами проведения игры являются:

      

    1. проведение идентификации рисков и опасностей на рабочем месте;
    2. приобретение знаний по интерпретации знаков безопасности, сигнальной разметки и маркировки;
    3. повысить вовлечение персонала к вопросам культуры безопасности.

      

    Механику игры можно описать следующим образом: в начале участники случайным образом попадают на одну из локаций производственного цеха и получают набор трех видов карточек: «Риск», «Мероприятия», «Ситуация» и их описание. Задача игроков исходя из описанной ситуации определить, за минимальное время, какие Риски существуют на участке и подобрать Мероприятия ликвидирующие или минимизирующие этот Риск. За правильные идентифицированные Риски и определенные верные Мероприятия игроки получают бонусы. Игра состоит из трех раундов «Ликвидация ЧП», «Работа с рисками», «Аудит».

     

    Основное игровое поле состоит из производственного цеха, разделенного на 12 участков (зон), где проводятся различные виды работ, например, малярные, сварочные, работы на высоте, которые относятся в том числе к работам повышенной опасности.

      

         

    Игра маркер безопасности подойдет для следующих мероприятий:

      

    • отработки процедуры оценки рисков, если компания будет проводить ее самостоятельно;
    • обучения новых сотрудников и проверки знаний;
    • дни безопасности, дни охраны труда;
    • стратегических сессий по охране труда и др.

        

       

    Применяя данный игровой формат в обучении профессиональных рисков, можно достичь таких целей:

      

    1. безопасно для сотрудников отработать опасные ситуации, которые могут возникнуть на предприятии;
    2. сформировать у работников единое понимание возможных рисков и мероприятий по их предотвращению;
    3. смоделировать безопасное рабочее пространство через наглядные ориентиры – знаки безопасности.

      

    Таким образом, игровой подход в сфере идентификации рисков имеет ряд следующих преимуществ:

      

    1. высокое качество обучающего материала (наглядность; яркость; высокая степень запоминаемости - взаимодействие с физическими объектами (фишки, карточки) задействует моторную память, позволяющую закрепить полученные в процессе игры знания);
    2. эффективность обучения;
    3. повышение вовлеченности сотрудников;
    4. развитие дополнительных сопутствующих навыков, умений (коммуникации, сплочение коллектива и др.)
    5. возможность многократного использования;

      

    Итак, игровые методы в обучении можно эффективно использовать даже в самых сложных для изучения и понимания тем, таких как управление профессиональными рисками. И именно работники сферы охраны труда должны влиять на то, как грамотно организовать данный процесс и вовлечь персонал организации в обучение с целью минимизации рисков и опасностей на производстве.

     

    chat
    Обсудить
    chat
    Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий