Аннотация: изменение законодательства РФ в области охраны труда (вступление в силу X раздела ТК РФ с 01.03.2021) требует проведения оценки профессиональных рисков в компаниях, что привело к необходимости оперативного обучения работников, членов комиссий грамотно и правильно идентифицировать опасности и риски на рабочих местах. О том, как эффективно использовать игровые подходы, в том числе настольные игры, в области оценки профессиональных рисков дается пояснение в данной статье.
Обучение работников компаний идентификации рисков и опасностей становится одной из наиболее популярных задач, которые встают в настоящее время перед специалистами по охране труда.
В связи с активным изменением законодательства в области охраны труда в 2020 году, вступлением в силу X раздела ТК РФ с 01.03.2021, когда компании вошли в зону ответственности обязательности проведения профессиональных рисков, встал вопрос – как за короткое время и эффективно обучить работников, членов комиссий грамотно и правильно идентифицировать опасности и риски на рабочих местах.
При этом в постоянно динамичном, развивающемся с огромной скоростью мире, в котором многозадачность выходит на первый план, а число отвлекающих факторов постоянно увеличивается, классические модели обучения работников становятся слабо эффективными. То, что вовлекает и захватывает внимание сотрудников сегодня - завтра может оказаться скучным, и это произойдет гораздо раньше, чем мы себе это можем представить. С каждым годом внимание и интерес к обучению, в том числе в сфере охраны труда, становится удерживать сложнее, тем более при идентификации опасностей и рисков на рабочем месте.
Как решить такую непростую задачу, как создание эффективной стратегии вовлечения сотрудников в обучение оценки профессиональным рискам? Ведь зачастую, именно к обучению в этой сфере персонал имеет формальный подход, когда сотрудники не хотят тратить время на «неэффективные», по их мнению, занятия, физически не могут усвоить предоставляемую информацию, из-за большого объема.
Чтобы найти ответ на этот сложный вопрос необходимо признать следующие взаимосвязанные условия и определить возможные ресурсы для решения такой непростой задачи:
- вовлеченность работников — самый ценный ресурс в настоящее время. Успех или провал любого бизнес-процесса компании, в том числе обучения в охране труда, будет зависеть от уровня вовлеченности сотрудников;
- лучший способ повысить вовлеченность — дать работникам как можно более интересный и увлекательный опыт.
В силу демографических и культурных тенденций, мир становится все более похожим на игру. Не становится исключением и обучение производственной безопасности. Таким образом, приоритетным направлением в вопросе вовлечённости работников в обучение становится геймификация (игровой подход в обучении, применение настольных игр и др.).
Многие специалисты по охране труда зачастую не имеют знаний, навыков и опыта как преподать через игру такую сложную, неподвижную, основанную на строгих правилах и формулировках сферу, как охрана труда. Для решения этой задачи необходимо уйти от стандартного представления классического варианта игры и понять, что включает в себя геймификация (игровой подход).
Геймификация – это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, основанными на включении в процесс обучения игровых элементов и игровой механики. При этом задачами геймификации в обучении становятся: через игру понять и разобраться с определёнными процессами (производственными, технологическими и др.), а также оценить компетентность персонала в определённой сфере, в данном случае в обучении по охране труда по идентификации опасностей и рисков.
Именно игровой подход позволяет обеспечить большую вовлеченность сотрудников согласно модели обучения Эдгара Дейла (пирамида Дейла/конус обучения Эдгара Дейла) (рис.1.).
Рисунок 1. Пирамида Э. Дейла, применяемая в обучении работников.
Согласно пирамиде обучения именно, игра является наиболее эффективным способом усвоения информации. Такой подход отличается от классических экзаменов и формального образования. Таким образом, мы предлагаем эффективный формат обучения для улучшения знаний сотрудников по охране труда, где каждый работник сможет проявлять инициативу, улучшать коммуникации с коллегами, лучше запоминать материал, отрабатывать умения и навыки в безопасной игровой среде. В результате, полученные знания способствуют уменьшению травматизма, несчастных случаев и аварийных ситуаций на производстве.
Для реализации задачи обучения работников и проведения идентификации профессиональных рисков нами была разработана деловая настольная игра «Маркер безопасности.
Название игры «Маркер безопасности» выбрано исходя из задач, которые встают перед участниками игры. С помощью карточек игроки маркируют найденные опасности на игровом поле, тем самым создается модель безопасного поведения работников.
Игра направлена на идентификацию опасностей и рисков в производственных подразделениях исходя из описанных ситуаций в данных подразделениях.
Цель игры - смоделировать безопасное поведение работников с помощью определенного набора мероприятий, минимизирующие существующие риски, характерных для каждого производственного участка.
Основными задачами проведения игры являются:
- проведение идентификации рисков и опасностей на рабочем месте;
- приобретение знаний по интерпретации знаков безопасности, сигнальной разметки и маркировки;
- повысить вовлечение персонала к вопросам культуры безопасности.
Механику игры можно описать следующим образом: в начале участники случайным образом попадают на одну из локаций производственного цеха и получают набор трех видов карточек: «Риск», «Мероприятия», «Ситуация» и их описание. Задача игроков исходя из описанной ситуации определить, за минимальное время, какие Риски существуют на участке и подобрать Мероприятия ликвидирующие или минимизирующие этот Риск. За правильные идентифицированные Риски и определенные верные Мероприятия игроки получают бонусы. Игра состоит из трех раундов «Ликвидация ЧП», «Работа с рисками», «Аудит».
Основное игровое поле состоит из производственного цеха, разделенного на 12 участков (зон), где проводятся различные виды работ, например, малярные, сварочные, работы на высоте, которые относятся в том числе к работам повышенной опасности.
Игра маркер безопасности подойдет для следующих мероприятий:
- отработки процедуры оценки рисков, если компания будет проводить ее самостоятельно;
- обучения новых сотрудников и проверки знаний;
- дни безопасности, дни охраны труда;
- стратегических сессий по охране труда и др.
Применяя данный игровой формат в обучении профессиональных рисков, можно достичь таких целей:
- безопасно для сотрудников отработать опасные ситуации, которые могут возникнуть на предприятии;
- сформировать у работников единое понимание возможных рисков и мероприятий по их предотвращению;
- смоделировать безопасное рабочее пространство через наглядные ориентиры – знаки безопасности.
Таким образом, игровой подход в сфере идентификации рисков имеет ряд следующих преимуществ:
- высокое качество обучающего материала (наглядность; яркость; высокая степень запоминаемости - взаимодействие с физическими объектами (фишки, карточки) задействует моторную память, позволяющую закрепить полученные в процессе игры знания);
- эффективность обучения;
- повышение вовлеченности сотрудников;
- развитие дополнительных сопутствующих навыков, умений (коммуникации, сплочение коллектива и др.)
- возможность многократного использования;
Итак, игровые методы в обучении можно эффективно использовать даже в самых сложных для изучения и понимания тем, таких как управление профессиональными рисками. И именно работники сферы охраны труда должны влиять на то, как грамотно организовать данный процесс и вовлечь персонал организации в обучение с целью минимизации рисков и опасностей на производстве.