• Войти
  • Контактная информация
    Техническая поддержка: support@hsedays.com
    Общие вопросы: hse@hsedays.com

    Выстраивание «с нуля» системы технического обучения по ОТиПБ в ПАО «СИБУР Холдинг»

    02 февраля 2022
    Версия для печати

    Выстраивание «с нуля» системы технического обучения по ОТиПБ в ПАО «СИБУР Холдинг»

    Выстраивание «с нуля» системы технического обучения по ОТиПБ в ПАО «СИБУР Холдинг»

    В данной публикации хочу поделиться практическим кейсом процесса выстраивания системы технического обучения по ОТиПБ, в реализации которого имел счастье принять самое непосредственное участие на этапах проектирования, разработки, внедрения, перевода в операционный этап. Ниже расскажу об общих моментах выстраивания такого обучения.

    ПАО «СИБУР Холдинг» в вопросах безопасности стремится к достижению управляемого 0 травм и аварий. Несмотря на существенные успехи Компании в этом направлении, руководство стремится понять за счёт чего может продолжить повышать безопасность на предприятиях Холдинга. Среди прочего, в Компании сложилось понимание, что для достижения корпоративных целей в области ОТиПБ нужно качественное практическое обучение безопасному выполнению работ.

    Логично было обращено внимание на обязательное законодательное обучение. Определили для себя, что оно покрывает теоретическую, но не закрывает «навыковую» потребность. По ряду причин решили не развивать обязательное законодательное обучение под навыковые потребности в Компании, а создавать отдельное техническое обучение. С учетом понимания, что время каждого сотрудника очень ценно, проектируемое обучение должно было стать максимально эффективным в максимально короткие сроки. Следует отметить, что в Компании имелись локации, в которых располагались материально-технические средства под эпизодическое проведение обучений, но они не отвечали актуальным вызовам.

    По итогам анализа предпосылок, было решено «с нуля» выстроить собственную систему технического обучения по ОТиПБ, направленную на решение корпоративных целей Компании. Для этого решено создать специализированные классы в строящемся Центре развития инженерно-технической экспертизы СИБУРИНТЕХ (г. Тобольск).

    Понимая задачу и желание выстроить одну из лучших систем технического обучения по ОТиПБ, был проведён анализ имеющегося корпоративного и частного технического обучения в РФ, а также мировых бенчмарков, среди которых учебные центры Institut Teknologi Petroleum PETRONAS (INSTEP), BASF, NATT Safety Services, Maersk Training A/S.

    В результате анализа были выявлены положительные стороны в каждом из учебных центров, но при этом осознали, что программы учебных центров не подходят нам для копирования 1 в 1 хотя бы по причине разной специфики организаций и/или индивидуальных особенностей/целей обучения. Помимо этого, было выявлено, что во многих учебных центрах большое внимание уделено материально-техническим вопросам, а учебно-методологической стороне второстепенное, в результате качество обучения выстроено вокруг конкретного эксперта-преподавателя, и в случае его замены уровень обучения значительно проседает, что не может гарантировать стабильного уровня знаний в конце любого занятия.

    При выстраивании собственной системы технического обучения для начала был проведен анализ статистики травматизма в Компании и выявлены наиболее актуальные к разработке программы обучения:

    ? Безопасное выполнение работ по строповке и перемещению грузов;

    ? Безопасные методы и приемы выполнения газоопасных работ и работ в ограниченных и замкнутых пространствах;

    ? Безопасные методы и приемы выполнения огневых работ;

    ? Безопасность при выполнении работ на высоте;

    ? Безопасные методы и приемы выполнения работ с вращающимися частями оборудования;

    ? Оказание первой помощи пострадавшим.

    При этом сразу были конкретизированы какие имеются цели этих программ обучения и фокусы внимания в них, чтобы не пытаться рассказать сразу обо всем по этим темам, а обучать по наиболее актуальным блокам.

    При выстраивании системы технического обучения ключевыми фокусами внимания являлись:

    ? Комплектация оборудованием и конфигурация классов (Где учить?)

    ? Учебно-методические материалы программ (Чему учить?)

    ? Тренеры (Кем учить?)

    ? Возможность совершенствования / гибкость программ под меняющиеся обстоятельства (Что дальше?)

    Разберём каждый из этих фокусов внимания подробнее.

    Подбор оборудования и материально-технического оснащения классов в целом осуществлялся с учётом следующих принципов:

    ? Идентично тому, что на предприятии;

    ? Позволяет помочь достичь цели программы обучения;

    ? В отдельных случаях дублирование оборудования, чтобы группы учащихся могли одновременно отрабатывать идентичные навыки;

    ? Создание требуемого пространства для проведения практических упражнений;

    ? Мобильные парты для вариативности занятий и упражнений с групповой динамикой.


     

     

    Разработка учебно-методических материалов к программам обучения основывалась на принципах:

    ? Фокус внимания на отработке практических действий;

    ? Задания в программе постепенно усложняются;

    ? Каждый учебный модуль выстроен по схеме: Проблематизация–Дискурс–Отработка–Обратная связь;

    ? Применение чек-листов для объективизации практического экзамена и возможности использования их на рабочем месте;

    ? Алгоритмизация выполнения работ повышенной опасности;

    ? Программы эффективные, интересные, с wow-эффектами;

    ? Программа может включать: e-learning курс + вебинар + очный курс + посттренинг.

    Следует отметить, что материальные и интеллектуальные инвестиции в учебные материалы окупаются с лихвой в дальнейшем при реализации обучения. Также, как и недостаточное уделение внимания методологии преподавания может способствовать меньшему вовлечению учащихся в процесс обучения, худшей фиксации получаемых на обучении знаний и большой амплитуде получаемых знаний учащимися в зависимости от тренера.


     

     

    Что касается тренеров, то можно для этих целей привлекать сторонние организации или трудоустроить внутри компании постоянных сотрудников на должности «тренер», «преподаватель» и т.п. или развить преподавательские компетенции у внутренних технических экспертов и периодически привлекать их для того, чтобы они делились своими знаниями с коллегами. В каждом из этих трёх подходов имеются свои положительные и отрицательные стороны. Для себя в ПАО «СИБУР Холдинг» принято решение сделать ставку на внутренних корпоративных тренерах. Привлекая внешних подрядчиков для проведения обучения возможно в исключительных случаях и по отдельным темам.

    Корпоративные тренеры – это сотрудники СИБУР Холдинга, прошедшие специальную подготовку и привлекаемые по необходимости для проведения учебных мероприятий в СИБУРИНТЕХе (в среднем 20 учебных дней в году).

    Выбранный подход обладает следующими преимуществами:

    ? Интеграция экспертизы компании;

    ? Гибкость работы;

    ? Развитие внутреннего профессионального сообщества и популяризация экспертной карьеры.

    При этом на этапе отбора тренеров существует ряд требований к кандидатам:

    ? Экспертиза в предметной области;

    ? Опыт работы в предметной области (более 2 лет);

    ? Коммуникабельность и мотивация к развитию других людей;

    ? Оценка по системе управления эффективностью 5 и выше / профессиональный уровень («стандарт» и выше).

    По состоянию на 1 февраля 2022 года под программы технического обучения по ОТиПБ подготовлен 51 корпоративный тренер. Вопреки расхожему мнению, что основные преподаватели из Функции ОТиПБ, таких специалистов среди тренеров только 9 сотрудников.

    Остальные являются представителями таких профессий как: аппаратчик, мастер, машинист установок, начальник участка, оператор, слесарь по ремонту, электромонтер.

    Процесс подготовки корпоративных тренеров занимает в среднем 6 месяцев и включает в себя следующие этапы:

    1️⃣ Отбор и утверждение кандидатов;

    2️⃣ Тренинги по развитию тренерских навыков;

    3️⃣ Передача методологии: прохождение программы в качестве участника, объяснение материала и тренерских особенностей проведения;

    4️⃣ Квалификационный экзамен: проведение занятия по курсу, оценка;

    5️⃣ Самостоятельное проведение обучения с поддержкой опытного эксперта.

    Важным свойством разрабатываемых программ является их гибкость. Программы – это «живой» продукт. Например, уже после разработки программ они были дополнены экономическими модулями, цифровыми инструментами, материалами для подготовки к единому корпоративному экзамену, новыми кейсами, основанными на анализе происходящих несчастных случаев, микротравм и наиболее распространённых нарушений на рабочих местах.

    После создания всех необходимых для проведения обучения компонентов, важно на этапе старта обучения провести «калибровку» созданного на предмет:

    ? Соответствия контента программы аудитории обучающихся;

    ? Достаточности материально-технических ресурсов;

    ? Логичности хода сценария программы;

    ? Качества коммуникации тренера с аудиторией;

    ? Обратной связи от обучающихся по наполнению, впечатлениям, организационным моментам.

    Анализ данной информации, корректировки и дополнения на раннем этапе, способствуют скорейшему достижению корпоративных целей в области ОТиПБ.

    Таким образом, можно подвести следующие итоги:

    1️⃣ В ПАО «СИБУР Холдинг» создана система технического обучения по ОТиПБ;

    2️⃣ Детально продумана начинка классов по безопасности, расположенных в Центре развития инженерно-технической экспертизы СИБУРИНТЕХ;

    3️⃣ Обучение реализуется для достижения корпоративных целей в области ОТиПБ;

    4️⃣ Большое внимание уделяется методологии обучения;

    5️⃣ Созданное обучение не только полезное, но и интересное;

    6️⃣ Программы обучения «живые» и проводится работа по повышению их эффективности.

    7️⃣ Любые последующие программы технического обучения по ОТиПБ будут проходить идентичный путь при их разработке.

    Подробно о процессе выстраивания системы технического обучения по ОТиПБ я рассказывал на вебинаре HSE DAYS в октябре 2021 г., презентация доступна по ссылке.

     


    Квалификация
    chat
    Обсудить
    chat
    Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий