• Войти
  • Контактная информация
    Техническая поддержка: support@hsedays.com
    Общие вопросы: hse@hsedays.com

    Назначение ответственных лиц за пожарную безопасность. Конструктивный подход без формализма

    21 ноября 2022
    Версия для печати

    Назначение ответственных лиц за пожарную безопасность. Конструктивный подход без формализма

    Назначение ответственных лиц за пожарную безопасность. Конструктивный подход без формализма

    Как конструктивно закончить «перевод стрелок» друг на друга при назначении ответственных лиц по пожарной безопасности? Рассмотрим ПУНКТ 4 ПРАВИЛ ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА РФ №1479.


    Руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.


    Требование пункта 4 Правил обращено непосредственно к руководителю организации. Пункт 4 Правил является одним из ключевых для разграничения ответственности между руководителем организации и лицом, назначенным этим руководителем ответственным за обеспечение пожарной безопасности на конкретном объекте защиты. Здесь следует обратиться к статье 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» и напомнить, что данная правовая норма возлагает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как на руководителей организаций, так и на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.


    В данном случае необходимо разобраться с понятием «обеспечение» пожарной безопасности, так как пункт 4 Правил требует от руководителя назначить ответственное лицо именно за обеспечение пожарной безопасности, а не за выполнение этих требований. Теория права все правовые нормы, в том числе и требования пожарной безопасности, разделяет на три вида - запрещающие, обязывающие и управомачивающие (дозволяющие).


    Рассмотрим ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности. ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности в своём большинстве устанавливаются нормативными правовыми актами. ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности фактически отсутствуют в нормативных документах по пожарной безопасности – Сводах правил, ГОСТ Р, СНиП и т.п. Это обусловлено тем, что требования этих нормативных документов по пожарной безопасности могут применяться только на добровольной основе собственниками (законными владельцами) объектов защиты, в том числе и руководителями организаций, которые в этих объектах защиты (зданиях) размещаются и осуществляют свою деятельность.


    ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности-это правовые нормы, которые возлагают на руководителя организации (или иное лицо) обязанность воздержаться от совершения тех или иных действий. ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности установлены, в том числе и «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации». Следует отметить, что в Федеральном законе № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности практически отсутствуют. В качестве примера ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований из Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» можно привести часть 7 статьи 89, часть 10 статьи 100, части 7 и 8 статьи 119. Это фактически полный перечень ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований указанного Технического регламента.


    Рассмотрим ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности. ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности - это нормы, которые возлагают на руководителя организации (или иное лицо) обязанность совершить те или иные действия. ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности установлены, в том числе и «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации». Прямо ОБЯЗЫВАЮЩИМ руководителя совершать определённые действия требованием Раздела I Правил является только пункт 62. Однако по своему содержанию ОБЯЗЫВАЮЩИМИ требованиями пожарной безопасности следует также считать пункты 2, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18,19, 21, 23, 24, 25, 26, 28, первый абзац 29, пункты 30, 31, 33, 36, второй , третий и четвёртый абзацы 37, пункты 38, 42, 43, первый абзац 45, пункты 46, 47, 48,50, 51, 52, 53, 54, второй абзац 55, пункты 56, 57, 58, 60, 61 Правил. Это фактически полный перечень ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований Раздела I «Общие положения» Правил.


    Вывод:


    Раздел I «Общие положения» Правил в своём абсолютном большинстве состоит из ЗАПРЕЩАЮЩИХ и ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований пожарной безопасности. Однако в Разделе I «Общие положения» Правил присутствует незначительное количество и УПРАВОМОЧИВАЮЩИХ (ДОЗВОЛЯЮЩИХ) требований пожарной безопасности. К ним следует относить пункт 4, последний абзац пункта 37, пункты 63 и 64 Правил.


    Теперь необходимо более детально разобраться с правовой природой ВЫПОЛНЕНИЯ (ИСПОЛНЕНИЯ) и СОБЛЮДЕНИЯ требований пожарной безопасности, как форм реализации этих требований.


    Под реализацией требований пожарной безопасности в юриспруденции понимается воплощение содержания этих требований (запретов или обязываний) в правомерное поведение (действие или бездействие) субъектов законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности (руководителей организаций, должностных и иных лиц). Рассмотрим такую форму реализации требований пожарной безопасности как их ВЫПОЛНЕНИЕ (ИСПОЛНЕНИЕ). ВЫПОЛНЕНИЕ юридических обязанностей - это осуществление субъектом права (руководителем организацией, должностным или иным лицом) своих юридических обязанностей, то есть выполнение ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований пожарной безопасности. Как указывалось выше, ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности установлены пунктами 2, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 26, 28, первым абзацем 29, пунктами 30, 31, 33, 36, вторым , третьим и четвёртым абзацем 37, пунктами 38, 42, 43, первым абзацем 45, пунктами 46, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54, вторым абзацем 55, пунктами 56, 57, 58, 60, 61 и 62 Правил. Большинство указанных требований пожарной безопасности устанавливают ОБЯЗАННОСТИ именно для руководителя организации. Только в отношении вышеуказанных требований Правил можно утверждать об их ВЫПОЛНЕНИИ или НЕВЫПОЛНЕНИИ. Особенностью ВЫПОЛНЕНИЯ (ИСПОЛНЕНИЯ) является то, что субъекты права (руководитель организации, должностное или иное лицо) обязаны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, что и будет свидетельствовать о реализации в виде ВЫПОЛНЕНИЯ (ИСПОЛНЕНИЯ) вышеуказанных ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований Правил. НЕВЫПОЛНЕНИЕ вышеуказанных ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований Правил будет являться административным правонарушением (или уголовным преступлением в зависимости от последствий) с привлечением к соответствующей ответственности (административной или уголовной) виновного лица.


    Теперь рассмотрим такую форму реализации требований пожарной безопасности как их СОБЛЮДЕНИЕ. Теория права под СОБЛЮДЕНИЕМ требований пожарной безопасности понимает СОБЛЮДЕНИЕ юридических запретов, которые запрещают совершение определенных действий, то есть субъект права (руководитель требованиями пожарной безопасности, руководитель организации или другое лицо, таким образом, реализуют содержание ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований пожарной безопасности в форме их СОБЛЮДЕНИЯ. В отличие от ВЫПОЛНЕНИЯ требований пожарной безопасности их СОБЛЮДЕНИЕ предполагает пассивное поведение и всегда связано с реализацией ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований пожарной безопасности. Также необходимо обратить внимание, что в отличие от ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований пожарной безопасности ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования в своём абсолютном большинстве не обращены непосредственно к руководителю организации. Они обращены к неопределённому кругу лиц.


    Следовательно СОБЛЮДЕНИЕ требований пожарной безопасности – это форма реализации ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований пожарной безопасности, при которой субъект права, подчиняясь содержанию требования (запрету), воздерживается от определенного поведения. Следует напомнить, что ЗАПРЕЩАЮЩИМИ требованиями пожарной безопасности являются пункты 7, 8, 11, 16, 20, 22, 27, второй абзац 29, пункты 32, 34, 35, первый абзац 37, пункты 39, 40, 41, 44, второй абзац 45, пункт 49, второй абзац 53, пункты 55 и 59 Правил.


    Вывод:


    Пункт 4 Правил даёт ПРАВО руководителю организации назначить ответственное лицо именно за обеспечение СОБЛЮДЕНИЯ требований пожарной безопасности, то есть за обеспечение СОБЛЮДЕНИЯ не всех требований пожарной безопасности, а именно ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований пожарной безопасности. Реализуя предоставленное ПРАВО назначения ответственных лиц за обеспечение соблюдения запрещающих требований пожарной безопасности, руководитель законным образом РАЗДЕЛЯЕТ (частично перекладывает) на этих лиц свою ответственность за возможное нарушение запрещающих требований пожарной безопасности в рамках статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от
    21.12.1994 «О пожарной безопасности».


    Далее необходимо разобраться с содержанием термина «ОБЕСПЕЧЕНИЕ» соблюдения требований пожарной безопасности.


    Правительство РФ пунктом 4 Правил намеренно не наделяет руководителей организаций правом назначать ответственное лицо за ВЫПОЛНЕНИЕ требований пожарной безопасности, делая акцент на право руководителя назначить ответственное лицо именно за ОБЕСПЕЧЕНИЕ соблюдения запрещающих требований пожарной безопасности, так как несоблюдение этих требований представляет повышенную опасность для общества. Правовое понятие ОБЕСПЕЧЕНИЯ требований пожарной безопасности предполагает создание каких-либо организационных, кадровых, материальных или финансовых условий для такого соблюдения. Однако постоянно и своевременно контролировать обеспечение соблюдения запрещающих требований пожарной безопасности вызывает у большинства руководителей значительные трудности в силу объективных обстоятельств.


    РЕКОМЕНДАЦИЯ: при подготовке и издании Приказа о назначении лица, ответственного за обеспечение пожарной безопасности на том или ином объекте защиты, целесообразно детально регламентировать (подробно указать) все обязанности этого лица по ОБЕСПЕЧЕНИЮ соблюдения ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований пожарной безопасности, а также указать конкретные пункты Правил, ответственным за обеспечение соблюдения которых это лицо назначается. Также эти обязанности целесообразно направить на постоянный КОНТРОЛЬ за СОБЛЮДЕНИЕМ запрещающих требований пожарной безопасности со стороны иных лиц (граждан, посетителей, арендаторов, работников). Целесообразно назначать ответственных лиц за обеспечение соблюдения запрещающих требований пожарной безопасности на каждом объекте защиты (здании, сооружении или пожарном отсеке). КОНТРОЛЬ за СОБЛЮДЕНИЕМ запрещающих требований пожарной безопасности возложить на лиц, в функциональные обязанности которых эта обязанность входит и предусмотрена распорядительными документами, утвержденными руководителем предприятия.


    HSETOP100, конструктивный подход, пожарная безопасность
    chat
    Обсудить
    chat
    Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий