• Войти
  • Контактная информация
    Техническая поддержка: support@hsedays.com
    Общие вопросы: hse@hsedays.com

    Пруды-испарители и государственная экологическая экспертиза

    15 сентября 2023
    Версия для печати

    Пруды-испарители и государственная экологическая экспертиза

    Пруды-испарители и государственная экологическая экспертиза

    Во многих отраслях промышленности и технологических процессах образуется дисбаланс жидкостей, которые требуют дальнейшего обращения. Для регионов с достаточно теплым климатом наиболее экономически эффективным способом является естественное испарение в специально обустроенных объектах - прудах. Не исключением является и производство калийных удобрений, где не весь объем рассолов возвращается в производственный цикл.

       

    Зачем нужны пруды-испарители?

       

    Пруды-испарители не являются объектами обезвреживания и (или) размещения отходов обогащения калийных руд (глинисто-солевых шламов), а направлены на решение проблемы дисбаланса рассолов за счет естественного испарения избыточных рассолов со свободной водной поверхности, бортов и чаши, а также позволяют сократить забор воды из природных источников для технологических нужд горно-обогатительного комбината (ГОКа). Назначение прудов-испарителей – естественное испарение избыточных рассолов.

       

    Особенности идентификации объектов негативного воздействия

      

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2022 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативного воздействие на окружающую среду – объект капительного строительства и (или) другой объект, а также совокупность, объединенные единым значением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

      

    Таким образом, существуют два альтернативных признака, относящих совокупность объектов к понятию объекта НВОС:

      

    • единое значение;
    • неразрывная физическая или технологическая связанность.

       

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 №2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не указанной в I, II и IV разделах данного Постановления является критериям отнесения к объектам III категории. Пруды-испарители располагаются в границах месторождения (участка недр), следовательно, при их идентификации могут быть отнесены к объекту III категории.

       

    В случае, если пруды-испарители технологически связанны [1] с шламохранилищем  ГОКа, то в большинстве случаев данная связь не является неразрывной, так как практически все действующие шламохранилищиха в РФ эксплуатируются в настоящий момент без существенных затруднений в отсутствие прудов-испарителей.

     

    Шламохранилище ГОКа - объект размещения (в части хранения) отходов V класса, что согласно критериям ПП РФ №2398 соответствует объекту II категории НВОС.

      

    Объекты государственной экологической экспертизы 

      

    В соответствии со статьей 11 Федерального закона №174 от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» объектами проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) среди прочих являются:

      

    • проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов (п. 7.2);
    • проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (п. 7.5).

       

    Таким образом, проектная документация на "Пруды-испарители" не может являться объектом ГЭЭ, предусмотренным п.7.5 ст.11 ФЗ №174, так как пруды-испарители при различных подходах могут быть отнесены исключительно к объектам II или III категории негативного воздействия, а также предусмотренным п.7.2. ст.11 ФЗ №174, так как не предназначены для размещения и (или) обезвреживания отходов.

       

    Поддержит ли данную позицию Росприроднадзор? Возможно и нет, но соответствующий запрос уже направлен.

       

    [1] В письме Росприроднадзора от 01.08.2022 № МК-02-02-34/26174  указано, что неразрывная технологическая связанность совокупности объектов заключается в невозможности осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объекта НВОС или возникновении существенных затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия хотя бы одного из объектов совокупности, составляющей объект НВОС.


    экология, ГЭЭ, объекты НВОС
    chat
    Обсудить
    chat
    Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий