Вовлеченность и приверженность работников можно назвать основой, без которой трудно представить развитие культуры безопасности в компании. И когда мы говорим о работниках, то имеем ввиду всех: начиная от генерального директора, заканчивая линейным персоналом.
Ключевым звеном, влияющим на безопасность труда мы считаем руководителей среднего звена, именно их пример, компетентность и взаимодействие с работниками определяют уровень культуры безопасности в отдельно взятом коллективе. Поэтому в ОАО «РЖД» процесс формирования «безопасного мышления» начался именно с руководителей среднего звена.
Мы понимали, что для создания того, что мы еще никогда не делали необходимо внедрение новых подходов и дополнили традиционные формы обучения современными.
Первое, что необходимо было сделать, это «растормошить» работников, перевести их из состояния обучаемых в состояние обучающихся, людей ответственных за результат своего обучения. Для этого были внедрены активные формы взаимодействия, такие как:
- обсуждение,
- деловая игра,
- генерация идей,
- имитация производственной ситуации,
- решение кейсов.
В ходе этих упражнений работники погружаются в рассмотрение вопросов безопасности, взаимодействуют друг с другом, находят решения для применения на производстве.
Для оценки уровня подготовки работников в рамках проведения обучения используются следующие инструменты:
- Тестирование (до и после обучения)
- Экспертная оценка (заполнение анкет экспертами в ходе проведения обучения)
- Обратная связь (в процессе обучения от модератора и других участников, самооценка в рабочей тетради)
Данная форма обучения получила название оценочная сессия по охране труда для руководителей среднего звена. В дальнейшем круг обучающихся может быть расширен.
Для проведения оценочных сессий в подразделениях компании проводится подготовка модераторов из числа специалистов по охране труда, которые сами заинтересованы в продвижении современных методов обучения и формировании культуры безопасности на производстве.
Для подготовки модераторов, в том числе в вопросах организации и проведения учебного процесса, была разработана отдельная обучающая программа. Обучение проходит, как в очном, так и в дистанционном формате.
В настоящее время оценочные сессии прошли более 14 тыс. руководителей среднего звена, и около 800 специалистов прошли обучение в качестве модераторов.