«Самый глупый вопрос – это незаданный вопрос»
Стивен Кинг
Современный специалист в области производственной безопасности повседневно сталкивается с необходимостью решения огромного количества вопросов и проблем разных уровней. Отсутствие четко налаженной системы коммуникаций на предприятии может поставить решение даже самых незначительных проблем в тупик, а действительно качественные идеи от работников могут где-то раствориться, так и не увидев свет.
Отдельно стоит акцентировать внимание на различие уровней, решаемых проблемы или вопроса. Для определения уровня всего лишь стоит задать вопрос: каких процессов коснётся решение тех или иных проблем или реализация идей работников? В нашем случае мы предполагаем следующие три:
- Уровень структурного подразделения – решение вопроса/проблемы или реализация идей возможны зачастую без привлечения дополнительных ресурсов, в том числе и без необходимости принятия решений руководством предприятия. Требует корректировки внутренних процессов в конкретном структурном подразделении.
- Уровень предприятия (филиала) – решение вопроса/проблемы или реализация идей зачастую невозможны без привлечения дополнительных ресурсов, и существует необходимость принятия решений руководством предприятия. Требует корректировки процессов во всех или большей части структурных подразделений.
- Уровень компании – решение вопроса/проблемы или реализация идей, касающихся деятельности компании в целом, и невозможны без привлечения дополнительных существенных ресурсов, и существует необходимость принятия решений высшим руководством компании. Требует корректировки процессов во всех филиалах компании.
Действенным способом обсуждения любых вопросов, проблем или идей, когда не получается решить вопрос в рабочем порядке, остается совещание. И здесь мы говорим именно про каскад совещаний. В рамках реализации проекта «Трансформация культуры безопасности» в АО «Апатит» организован каскад совещаний по проекту. Но сам по себе инструмент может применяться для любого направления любой из служб предприятия и (или) компании.
Ключевые задачи каскада совещаний:
- каскадирование проблемных вопросов с нижестоящих уровней на более высокий;
- транслирование решений, принятых на высоких уровнях на уровни ниже;
- масштабирование лучших практик на другие структурные подразделения или филиалы.
Самым ценным, что несет в себе правильно организованный каскад совещаний, является то, что все заинтересованные лица находятся в одном информационном поле. Важно, чтобы каждый каскад совещаний был выстроен строго для одного направления. Под правильной организацией здесь подразумевается следующее:
- определена периодичность проведения совещаний на каждом из уровней;
- определена ролевая модель: владелец процесса (председатель), модератор, секретарь и обязательные участники;
- четко обозначены цель и повестка совещания;
- определены правила проведения совещания.
Каждое из указанных совещаний заканчивается принятием решений с определением конкретных мероприятий, сроков и ответственных исполнителей.