Когда-то я уже слышал о существовании метода ведения переговоров Elevator pitch (вероятно, на одном из тренингов) и в целом представлял себе, в чем заключается идея такого метода. Но до последнего времени не понимал, каким образом подобный навык обладания этим методом ведения переговоров может быть мне полезен в профессиональной сфере. В первую очередь это не понимание было связано с тем, что в моем представлении «Elevator pitch» в большей степени применим в вопросах продаж и построения бизнеса. Именно открытый мастер-класс по «Развитию лидерских навыков», который состоялся на платформе HSE DAYS под лидерством Татьяны Борисовой заставил меня посмотреть на эту методику с другой стороны. И в данной статье я хотел бы поделиться с Вами мыслями о том, где и как навык «Elevator pitch» мог бы пригодиться специалисту по охране труда.
Сам термин «Elevator pitch», который дословно переводится как «презентация в лифте» у меня вызывал однозначные ассоциации с голливудскими фильмами, где молодой и уверенный в себе главный герой за 30 секунд в лифте убеждает будущего работодателя взять его на работу, или где главный герой убеждает поймавшего его бандитов дать ему второй шанс. Но в реальной жизни я не представлял, что такое, в принципе, возможно. Поэтому, даже зная о существовании данной методики, я просто «отложил еще в долгий ящик».
Так как же где же данный навык может пригодится в работе специалисту по охране труда? И как им выгодно воспользоваться?
Учитывая то, в какое непростое время нам приходится работать, а также то, как быстро меняется ситуация вокруг и уровень загрузки руководителей не рутинными задачами, вызванными необходимостью «тушения пожаров» и принятием решение в максимально короткие сроки, специалисту по охране труда крайне важно уметь привлечь внимание работодателя к вопросам безопасности. И навык «Elevator pitch» в данном случае просто необходим.
Представьте, что у Вас нет возможности, провести большую и основательную встречу с участием высшего руководства компании, где бы Вы могли представить свой проект, который должен вывести Вашу организацию на новый уровне развития. К сожалению, в наши дни это не редкость, так как сейчас большинство руководителей заняты вопросами перестраивания бизнес-процессов, выстраивания логистических цепочек, поиска новых поставщиком и т.д. и вопросам охраны труда уделяется чуть меньше внимания, чем нам бы хотелось. При этом Вы имеете возможность «пересекаться» с высшим руководством на какие-то ограниченные периоды времени: будь то совместный проход по коридору, ведущему в офис или обеденный перерыв, например. И это время необходимо использовать для того, чтоб решить важный для себя вопрос.
Ниже описаны ключевые пункты, которые необходимо включить в Вашу «презентацию» для того, чтоб Ваша речь была максимально эффективной:
- Кратко расскажите о своем проекте/ инициативе (о вопросе, который Вас волнует). Заранее подготовьте 2-3 предложения, которые опишут всю суть проекта
- Опишите преимущества, которые получит Ваша компания в случае удачной реализации проекта
- Если есть какая-то финансовая выгода от реализации предлагаемого проекта, обязательно обратите на это внимание
- «Используйте примеры третьей стороны» – расскажите, каких реальных результатов можно добиться в случае реализации проекта, приведя в пример достижения других успешных компаний
Ключевые правила при подготовке «Elevator pitch»:
- Помните, что Вы находитесь «в лифте» – у вас есть небольшой и ограниченный период времени для презентации своего вопроса
- Соблюдайте структуру «презентации», описанную выше. Не отклоняйтесь от темы. Сделайте акцент на бенефитах, которые компания сможет получить при реализации проекта
- Говорите простыми и короткими фразами. Помните, что в большинстве своем люди не воспринимают длинные фразы
- Говорите на одном языке. Не используйте неизвестные слова и терминологию, которые знаете только Вы или специалисты по охране труда. Слушающий Вас руководитель должен однозначно понимать, о чем идет речь
- Практикуйтесь. Это, как с поведенческими диалогами безопасности (ПАБ) – только на практике Вы сможете отработать данный навык. Лучше всего записать свою речь на камеру телефона или диктофон, чтоб выявить недостатки и усовершенствовать ее
Чтобы ваша речь («презентация») была максимально убедительной соблюдайте следующие простые правила:
- Не спешите. Если будете тараторить, ничего не получится
- Делайте паузы для расстановки акцентов
- Управляйте своим голосом
- Говорите на позитиве, используйте мимику – это положительно сказывается на эмоциональном восприятии информации собеседником
- Говорите вдохновленно – покажите, что вы уверены в успехе в случае реализации вашей инициативы
И в конце этой статьи я также хотел бы обратить внимание на дополнительную подготовку, которая требуется специалисту по охране труда в случае, если он прибегает к навыку «Elevator pitch»:
- У Вас всегда под рукой должна быть готовая финансовая оценка проекта/инициативы
- Вы должны разобраться заранее во всех тонкостях предлагаемой инициативы и быть готовым к дополнительным вопросам со стороны руководителя
- Заранее оцените риски и подводные камни, с которыми можете столкнуться на этапе внедрения
Elevator pitch – это не просто метод ведения переговоров, это навык, который каждый специалист может и должен развивать для того, чтоб добиваться бОльших успехов в своей профессиональной области. Этот навык тренируется и усовершенствуется, если у Вас есть соответствующее желание.